Обращаем Ваше внимание, что с 30 августа 2019 года вступает в силу новый Административный регламент по регистрации опасных производственных объектов, утвержден приказом Ростехнадзора от 08 апреля 2019 года № 140.

2014

23.12.2014

Вопрос. В организации планируется использование автогидроподъемника  (АГП) по договору аренды. Имеет ли право организация зарегистрировать данные АГП в имеющийся в организации ОПО (участок с подъемными сооружениями)? Каким образом страховать данные АГП?

 

Ответ. При условии, что организацией зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО), опасный производственный объект 4 класса опасности по признаку эксплуатации подъемных сооружений (гараж, участок механизации, транспортный участок и т.п.) и Вы планируете дополнительно заключить договор аренды на временное пользование конкретным автогидроподъемником  (АГП) Вам необходимо в установленном порядке:

-поставить на учет в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора конкретный автогидроподъемник на срок действия договора аренды;

-внести изменения в сведения характеризующий опасный производственный объект, дополнительно включив в перечень подъемных сооружений, эксплуатирующихся на ОПО, информацию о конкретном АГП, взятом в аренду.

После проведенных мероприятий необходимо обратиться в страховую организацию по вопросу корректировки (изменения) договора страхования ответственности за  причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и страхового полиса в связи с изменением количества подъемных сооружений, эксплуатирующихся на ОПО.

 

10.12.2014

Вопрос. Хочу открыть фирму, которая будет заниматься строительным надзором. Какие документы и сотрудники должны быть у меня в фирме для законного осуществления деятельности.

 

Ответ. В соответствии с пунктом 5 «Положения об осуществлении государственного надзора в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.

 

09.12.2014

Вопрос. Наше предприятие имеет лицензию №ВПР-41001904. Лицензируемая деятельность: «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов». Необходимо ли переоформление лицензии на основании ст.22 ч.6.1 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями на 14 октября 2014 года.

 

Ответ. Согласно статьи 22 п.6.1 Федерального закона от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской в указанные перечни внесены изменения,

 подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

 

19.11.2014

Вопрос. На нашем предприятии эксплуатируется шахтная клеть 31НВ-2,5, планируется ее дальнейшая замена в связи с окончанием срока эксплуатации. Подали заявку на приобретение новой клети 31НВ-2,5. Вышестоящая организация, организовывая тендер, предлагает поставщиков, которые готовы поставить клеть шахтную КОН-2,5. Поставщики утверждают, что клеть КОН-2,5 - аналог клети 31НВ-2,5, у них есть разрешение на применение на клети типоразмерного ряда КОН. Может ли наша организация приобрести клеть шахтную КОН-2,5 и установить ее вместо клети 31НВ-2,5, которая заложена в проекте или стоит придерживаться проекта и установить 31НВ-2,5. Какие документы (сертификаты, разрешение) нужно затребовать на клеть КОН-2,5, разрешающие ее применение.

 

Ответ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ) замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств является составной частью технического перевооружения опасного производственного объекта.

Техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной документации. Если техническое перевооружение такого объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Указанная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если она не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, перед применением и в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Требования к сертификации технических устройств, применяемых при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011.

 

04.12.2014

Вопрос. Согласно п. 2 Приложения 1 к ФЗ №116 «О промышленной безопасности ОПО» к категории ОПО относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением газа более 0,07 Мпа. Рабочая среда данного оборудования - атмосферный воздух. Прошу Вас разъяснить, распространяется ли действие п. 2 к ФЗ-116 «О промышленной безопасности ОПО» на указанное оборудование.

 

Ответ. Пункт 2 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на указанное вами оборудование распространяется при условии, если оборудование под давлением (ресивер), подлежит учету в территориальном органе Ростехнадзора (п.217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»

 

05.11.2014

Вопрос. На предприятии имеется мостовой кран, зарегистрированный в Ростехнадзоре в 2011 году. Эксплуатация краном запрещена инспектором Ростехнадзора с записью в паспорте крана. Все замечания устранены, получено положительное заключение экспертизы ПБ. Необходимо ли для пуска крана в работу создавать комиссию с участием инспектора Ростехнадзора или достаточно комиссии предприятия?

 

Ответ. Согласно п.138 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 №533) решение о пуске в работу подъемных сооружений (далее - ПС), перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС на основании положительных результатов технического освидетельствования в следующих случаях (кроме случаев, указанных в пунктах 140, 141 настоящих ФНП):

а) перед пуском в работу;

б) после монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте, после перестановки на новый объект гусеничных, пневмоколесных и башенных кранов (в т. ч. быстромонтируемых);

в) после реконструкции;

г) после ремонта расчетных элементов и узлов металлоконструкций с применением сварки.

Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу ПС, должна быть сделана соответствующая запись в его паспорте, а для ПС, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, запись должна быть сделана в вахтенном журнале.

Управление также сообщает, что согласно п. 141 настоящих ФНП решение о пуске в работу ПС, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС на основании решения комиссии в следующих случаях:

При смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего срок службы;

После монтажа кранов мостового типа и портального крана с применением сварки. Эксплуатирующая организация обеспечивает работу комиссии в составе: председатель комиссии – уполномоченный представитель эксплуатирующей организации;

Члены комиссии – уполномоченный представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и уполномоченный представитель специализированной организации, если осуществляется монтаж с применением сварки.

 

05.11.2014

Вопрос. Какие необходимо осуществить действия при реорганизации формы предприятия из ОАО в порядке полного правопреемства. Имеются 2 опасных производственных объекта (далее ОПО) 4 класса опасности. Интересует перерегистрация, лицензирование, страхование  ОПО. Какие пошлины, какие заявления необходимо сдать в какие сроки.

 

Ответ. В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее 99-ФЗ) в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, лицензия подлежит переоформлению.

В соответствии с требованиями части 12 статьи 12 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности лицензированию не подлежат. В соответствии с требованиями пункта 38 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года №916 в период действия договора обязательного страхования страхователь обязан незамедлительно сообщить страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования (в том числе при увеличении вреда, который  может быть применен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших), если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска. Значительными являются изменения в сведениях, указанных страхователем при заключении договора обязательного страхования в заявлении об обязательном страховании и договоре обязательного страхования, влекущие изменение существенных условий и размера страховой пенсии. Уплата государственных пошлин проводится в соответствии с требованиями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.

При изменении сведений, содержащихся в ранее выданном свидетельстве о регистрации или в карте учета опасного производственного объекта, эксплуатирующая организация направляет в Ростехнадзор пакет документов в соответствии с пунктом 23.3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 №606, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.10.2007 №10224.

 

10.10.2014

Вопрос. При эксплуатации крана модели КБ 309 АХЛ, изготовленного АО «Ухтинский механический завод» в 1997 году возникли проблемы с эксплуатацией тормозных устройств типа ТКП-300,ТКТ-300,ТКТ-200 приводов лебедок и механизма передвижения. Просим разъяснить, можем ли мы тормозные устройства типа ТКП и ТКТ заменить на тормозные устройства типа ТКГ-300, ТКГ-200 с приводом от электрогидравлических толкателей, которые применяются на нашем предприятии на мостовых кранах. По вопросу согласования изменения конструкции тормозных устройств на завод-изготовитель (разработчик проекта) мы обратиться не можем, т.к. АО «Ухтинский механический завод в 2013 году признан банкротом и настоящее время находится в стадии ликвидации.

 

Ответ. Вопрос возможности замены тормозных устройств типа ТКП и ТКТ на механизмах башенного крана КБ-309 АХЛ, изготовленного на АО «Ухтинский механический завод» в 1997 году, на тормозные устройства типа ТКГ-300, ТКГ-200 и условия выполнения вышеуказанных работ (проект) должен быть согласован с заводом - изготовителем конкретного башенного крана, который указан в паспорте крана.

При отсутствии возможности обращения на завод - изготовитель АО «Ухтинский механический завод» в связи с прекращением производства (изготовления) башенных кранов на данном предприятии или ликвидацией данного предприятия, необходимо обратиться в специализированную организацию по проектированию грузоподъемных башенных кранов с целью разработки проекта (проектной документации) на замену тормозных устройств механизмов башенного крана.

 

20.08.2014

Вопрос. На предприятии имеется компрессорный цех, в котором эксплуатируется опасный производственный объект (класс опасности IV, тип объекта 3,3, зарегистрирован в гос. реестре). В состав ОПО входят 7 сосудов, работающих под давлением, которые зарегистрированы в территориальном органе Ростехнадзора в 2010 году, объект застрахован (225-ФЗ). В связи с возможным принятием решения о передаче ОПО в аренду сторонней организации просим вас разъяснить какими нормативными правовыми документами пользоваться, порядок (алгоритм) передачи ОПО в аренду, ответственность за безопасную эксплуатацию ОПО арендодателя и арендатора.

 

Ответ. Основная часть требований в области промышленной безопасности возлагается на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Поэтому в определении ответственного лица необходимо исходить из того, кто является "организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект".

В соответствии с требованиями ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" под эксплуатацией опасного объекта понимается "ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте".

Исходя из изложенного организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, является организация, осуществляющая все указанные выше элементы эксплуатации.

Если собственник опасного производственного объекта планирует передать указанный опасный производственный объект в аренду, не оставляя при этом за собой ни одного из указанных выше элементов эксплуатации, то в соответствующем договоре это должно быть отражено (с обязательным перечислением всех переданных элементов эксплуатации). Следовательно, в этом случае собственник перестает быть эксплуатирующей организацией и вся ответственность и установленные законом обязанности по эксплуатации опасного производственного объекта переходят к новому владельцу и пользователю. При этом новый владелец должен зарегистрировать этот объект на себя и застраховать его.

Так, согласно п.41.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007
 № 606, при смене владельца опасного производственного объекта, ранее зарегистрированного в государственном реестре, специалистом регистрирующего органа первоначально осуществляются действия по регистрации такого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в составе опасных производственных объектов нового владельца, в затем действия по его исключению из состава опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, его прежним владельцем.

Кроме того, на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, распространяются все требования в области промышленной безопасности, установленные в ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

 

19.08.2014

Вопрос. При смене владельца опасного производственного объекта возникают вопросы по предоставлению обосновывающих документов для переоформления лицензии на виды деятельности, а именно необходимость предоставления перечня заключений экспертиз промышленной безопасности на технические устройства по заданию нового собственника, или предоставления ранее выполненных от предыдущего собственника. Прошу разъяснить в соответствии с нормативными Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по экологическими, технологическому и атомному надзору.

 

Ответ. В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утв. приказом Ротехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 714 (далее – административный регламент), согласно подпункта Д, п. 25 к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

реквизиты документов об утверждении положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые к применению на взрывопожароопасных производственных объектах, на здания и сооружения, планируемые к эксплуатации на взрывопожароопасных производственных объектах (наименование органа, утвердившего заключение, дата и номер регистрации документа об утверждении).

Согласно п. 36 заявитель вправе представить документы в соответствии с вышеуказанным подпунктами административного регламента.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги изложены в п.40, которыми являются:

- наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов, утв. приказом Министерством природных ресурсов и экологии российской Федерации от 30 июня 2009 года № 202 согласно п. 32:

 Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Кроме того, согласно нормативно-правовому акту п. 22 «Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», утв. приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195 устанавливает:

«Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы промышленной безопасности, содержащимся в заключении (пункт 19 настоящего Порядка)».

Таким образом, допускается предоставление заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств эксплуатируемых на опасном производственном объекте и переданных собственнику от предыдущего владельца при условии, решения о продолжении эксплуатации не должны противоречить выводам экспертизы промышленной безопасности.

 

14.08.2014

Вопрос. Деятельность по выполнению маркшейдерских работ при пользовании недрами предприятиями ОАО «Пермский завод строительных материалов и  конструкций» осуществляется на основе лицензии от 2008 года.

В лицензии указано место осуществления лицензируемого вида деятельности и юридический адрес предприятия.

Подлежит ли переоформлению указанная лицензия, если изменился адрес помещения, где осуществляется деятельность, а юридический адрес предприятия остался прежним?

 

Ответ. В настоящее время введена в действие редакция Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие  лицензию на право производства маркшейдерских работ на основании части 1 статьи 18 указанного закона должны переоформить лицензию для внесения адресов места осуществления вида деятельности, объект (помещение, здание, сооружение, иной объект) деятельности и (или) используется при его осуществлении, принадлежит соискателю лицензиату на праве собственности либо на ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Законодательная норма по переоформлению лицензии с внесением адресов осуществления деятельности обязательна.

Ранее выданные лицензии оформлялись с указанием места осуществления деятельности (Кировская область, Пермский край, Удмуртская Республика, Российская Федерация), что не позволяет идентифицировать объект  из-за отсутствия адресов мест осуществления деятельности.

Для предприятий недропользователей возможно в качестве объекта указать месторождение, предоставленное в пользование, так как – лицензия на право пользования недрами позволяет идентифицировать объект.

Для организаций, выполняющих работы на основе договоров необходимо указание адреса помещения, где происходит обработка данных полевых измерений (камеральные работы). В соответствии с частью 2 статьи 18 вышеуказанного закона до переоформления лицензии юридические лица вправе осуществлять вид деятельности только по адресам, указанным в лицензии. В том случае, если адреса отсутствуют, лицензиат не в праве осуществлять деятельность по производству маркшейдерских работ, а должен принять меры по переоформлению лицензии.

 

04.08.2014

Вопрос. Специалисты нашей организации в соответствии с пунктом 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору были аттестованы по вопросам промышленной безопасности в различных областях промышленности в аттестационной комиссии организации-заказчика, аттестационной, в свою очередь, в установленном порядке в Территориальной аттестации комиссии Ростехнадзора. Прошу разъяснить:

Будет ли данная аттестация наших специалистов действительна при работе с другими организациями-заказчиками (на других опасных производственных объектах) в соответствии с их областями аттестации?

Имеем ли мы право создать свою аттестационную комиссию по аттестации специалистов нашей организации по вопросам промышленной безопасности из специалистов, аттестованных в аттестационной комиссии организации-заказчика?

 

Ответ. В соответствии с п.11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 (далее Положения) аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

В соответствии с п.25 Положения, документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, действительны на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.18 и пю20 Положения, аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек (в ред. приказа Ростехнадзора от 06.12.2013 №591)

 

30.07.2014

Вопрос. На балансе нашего пищевого предприятия имеются электрические тали. Используются они не на опасном производственном объекте. Под какие правила ПБ подпадают наши тали, если на смену ПБ 10-382-00 пришли новые ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 №533).

 

Ответ. Требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНП) распространяются на все подъемные сооружения, перечисленные в статье 3 раздела I ФНП, независимо от места их расположения.

 

21.07.2014

Вопрос. В связи с вводом в действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» правила безопасности ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2013 года №91) не подлежат применению. Вступают в действие правила, как я понял, в сентябре 2014 года.

Сейчас я направляюсь на обучение по правилам ПБ 03-576-03. Надо ли снова обучаться новым правилам, после прекращения действия ПБ 03-576-03 или удостоверение будет действительно в течение 5 лет?

 

Ответ. После обучения по правилам ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» документы действительны в течение 5 лет.

 

09.07.2014

Вопрос. Действует ли на 2014 год следующий документ: «Положение о газоспасательной службе и добровольной газоспасательной дружине не предприятиях металлургического комплекса России» (Утв. Минэкономики России 25.02.2000; Согласовано с Госгортехнадзором России 22.02.2000, письмо №03-35/61)?

 

Ответ. Действие «Положения о газоспасательной службе и добровольной газоспасательной  службе» не отменено.

В соответствии с пунктом  21.3 Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических предприятий и производств (ПБ 11-401-01), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.01.2001 №9, структура, штаты и служебные помещения газоспасательных подразделений, а также табель оснащения газоспасательных станций должны соответствовать «Положению о газоспасательной службе и добровольной газоспасательной дружине на предприятиях металлургического комплекса России». Реквизиты указанного положения приведены в приложении №9 к ПБ 11-401-01. Таким образом, «Положение о газоспасательной службе и добровольной газоспасательной дружине на предприятиях металлургического комплекса России» является действующим нормативно-техническим документом и подлежит применению.

 

27.06.2014

Вопрос. Обязана ли управляющая организация, обслуживающая жилой фонд проводить обязательное энергетическое обследование, разработку энергетического паспорта в отношении многоквартирных домов в целях определения класса энергоэффективности данного многоквартирного дома. В какие сроки и каков порядок проведения энергоаудита, если в тарифе «Содержание и текущий ремонт» не заложены средства для такого обследования.

 

Ответ. Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, в соответствии с настоящими Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.

В ч.1 ст.16 данного закона разъяснено, кому необходимо пройти обязательный энергоаудит. Энергетическое обследование является обязательным для следующих лиц:

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

- организации с участием государства или муниципального образования;

- организации, которые добывают, производят или транспортируют энергетические ресурсы (вода, природный газ, тепловая энергия, нефть, уголь, нефтепродукты);

- организации, затраты на энергоресурсы у которых в денежном эквиваленте составляют более 10 миллионов рублей за календарный год;

- организации, которые проводят мероприятия по энергосбережению, получая при этом субсидии (полностью или частично) из федерального бюджета, бюджетов субъектов или местных бюджетов.

Таким образом, если управляющая организация не входит в вышеперечисленный список, то проведение энергоаудита для нее может носить только добровольный характер.

 

09.06.2014

В Западно-Уральское управление Ростехнадзора поступило обращение жителя г. Кирова о размещении ЛЭП вблизи жилого дома по улице Волгодонская в г. Кирове.

 

В присутствии представителя Управления и заявителя, персоналом филиала «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья», владельца ВЛ, были проведены измерения расстояний от ближайших частей жилого дома до крайних проводов ВЛ. Установлено, что жилой дом находится вне охранной зоны ВЛ, которая согласно приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2014 № 160 составляет 20 метров от крайних проводов при не отклоненном их положении.

 

02.06.2014

Вопрос. Наша организация имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта (использование оборудования, работающего под давлением свыше 0,07 Мпа - воздухосборник компрессорной станции. В 2013 году ОПО был перерегистрирован с присвоением IV класса опасности. Срок действия лицензии закончится в 2014 году. Нужно ли получать новую лицензию для эксплуатации ОПО IV класса опасности?

 

Ответ. Согласно Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492) лицензированию подлежат только опасные производственные объекты I, II, III классов опасности. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 вступило в силу с 1 июля 2013 г. Начиная с июля 2013 года оформление лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО IV класса опасности не требуется.

 

19.05.2014

Вопрос. Возможно ли получить лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора или данный вид лицензии оформляется только в Центральном аппарате Ростехнадзора?

 

Ответ. В связи с разграничением полномочий между Центральным аппаратом и территориальными органами Ростехнадзора выдача лицензий на проведение экспертизы промышленной безопасности входит в компетенцию Центрального аппарата.

 

30.04.2014

Вопрос. Надо ли страховать автопогрузчик 5 тонн как опасный производственный объект? Что будет являться объектом страхования, если данный погрузчик передвигается по всей территории предприятия?

 

Ответ. Согласно пункта 15 «Административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 №606, заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно - правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.

При этом необходимо учитывать, что согласно п.9  Приложения №8 к Административному регламенту опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование  (техническое устройство). Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества. Технические устройства не являются опасными производственными объектами.

Регистрация опасных производственных объектов (далее - ОПО) осуществляется на основании идентификации ОПО, которая проводится эксплуатирующей организацией. В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации, определяются все признаки опасности, тип каждого ОПО, эксплуатируемого организацией.

Особенности идентификации ОПО приведены в приложении к Приказу Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектом для целей регистрации в государственном объектов» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 16.11.2011 №641).

Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате в аварии на опасном производственном объекте осуществляется на основании Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

 

18.04.2014

Вопрос. Какой пакет документов нужно предоставить для сдачи (согласования) проектной документации по электроснабжению объекта на напряжение 6 кВ?

 

Ответ. На рассмотрение должна быть представлена следующая проектная документация:

- Письмо от заказчика на рассмотрение документации;

- Разрешительные документы на проведение проектных работ;

- Технические условия на электроснабжение от энергоснабжающей организации;

- Электрическая часть проектной документации в полном объеме;

- В случае применения типовой документации полный комплект привязываемых чертежей в соответствии с «Положением о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации», утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.07.2007 №62.

 

04.03. 2014

Вопрос. В связи с выводом на аутсорсинг нашего ремонтного управления встал вопрос о внутреннем обучении наших рабочих смежной профессии «Стропальщик». Специалист, который изъявил желание начитать курс аттестован в Ростехнадзоре по областям А и Б9 в соответствии с должностными обязанностями. Лицензия у предприятия имеется (выдана Минобразования). Имеет ли право специалист, отвечающий в организации за ГПМ, проводить подобное обучение?

 

Ответ. В соответствии с пунктами 7, 16 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утв. приказом Ростехнадзора от
29 января 2007 года №37; с п. 1 приказа Ростехнадзора от 19 декабря 2012 года №739 подготовка вновь принятых рабочих основных профессий проводится в организациях (учреждениях), реализующих программы профессиональной подготовки. Профессиональное обучение рабочих проводится специалистами (преподавателями, мастерами производственного обучения). Преподаватели и мастера производственного обучения должны обладать знаниями по основам педагогики, иметь соответствующее образование и практический опыт работы, пройти аттестацию в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом). Для специалистов (преподавателей, мастеров производственного обучения) работа в организации, осуществляющей профессиональное обучение рабочих, может быть как основной, так и в порядке совмещения.

 

24.02.2014

Вопрос. Для эксплуатации гидротехнических сооружений прудов необходимо организовать службу эксплуатации. Какие основные задачи должны быть поставлены перед созданной службой?

 

Ответ. Основными задачами службы эксплуатации гидротехнических сооружений являются:

- систематический надзор за состоянием сооружений;

- обеспечение безаварийного пропуска паводка, предупреждение аварийных ситуаций;

- обеспечение безопасности работы гидротехнических сооружений;

- обеспечение заданного режима наполнения и сработки водохранилища в соответствии с графиком и подачи требуемого количества воды водопотребителям в соответствии с графиком водопотребления;

- своевременное выявление повреждений и наступления аварийного состояния сооружений, определение объемов и сроков проведения необходимых ремонтных работ;

- проведение мероприятий по подготовке сооружений к зимней эксплуатации;

- регулярное измерение уровней воды в бьефах, расходов воды подаваемой потребителям и попуска в нижний бьеф;

- выполнение периодических инструментальных измерений на сооружениях, оборудованных контрольно-измерительной аппаратурой, в соответствии с предусмотренными в проекте рекомендациями;

- текущий ремонт сооружений;

- ведение журналов состояния сооружений, оборудования и ремонтных работ;

- внесение изменений в водохозяйственный паспорт водохранилища;

- определение необходимости ведения специальных наблюдений и исследований за состоянием сооружений;

- поддержание надлежащего санитарного состояния водной поверхности и прибрежной полосы.

Собственник может передавать функции по эксплуатации гидротехнических сооружений специализированной организации по договору.

 

17.02.2014

Вопрос. По профилю своей профессиональной деятельности, связанной с получением от Ростехнадзора актов допуска и разрешений на ввод в эксплуатацию энергоустановок, используемых при бурении боковых стволов, прошу дать разъяснение по требованиям к типовым проектам.

 

Ответ. Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 июля 2007г. № 62 утверждено «Положение о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации». В соответствии с п.4 данного документа основными критериями являются:

- положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданного любому лицу не ранее 3 (трех) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации;

- заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам;

- документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанное осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;

- наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.).

При этом следует учитывать требования ГОСТ Р21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации» (п.п. 9.2, 9.3), согласно которым рабочая документация, входящая в состав типовой проектной документации, подлежит привязке к конкретной площадке строительства и на каждом листе привязываемой документации организацией, применившей типовую документацию, ставят штамп привязки.

При получении допуска и разрешения на ввод в эксплуатацию энергоустановок, используемых при бурении скважин, в органы Ростехнадзора должна быть представлена проектная рабочая документация, выполненная с требованиями, изложенными выше.